К оглавлению раздела

Мусульманские обряды и праздники

(Ликбез правоверного мусульманина)
Меня всегда удивляли разговоры о сибаритах и бездельниках- мусульманах и о легкой их жизни. Я не нахожу ее легкой. Даже если иметь в виду богатых и знатных представителей данной конфессии, и если не верите, то можете попробовать. Игроку, который возьмется отыграть хотя бы общие ритуалы на полигоне (а условия весьма схожие) выражаю заранее свое глубочайшее восхищение.
Привожу лишь сведения характера ликбеза с кратким описанием для отыгрыша, в тщетной попытке породниться с сестрой таланта. Посему очевидные вещи типа того, что обычный мусульманин знает Коран наизусть, опускаются. В скобках даются арабские (иногда с персидским акцентом) термины либо названия обрядов. Добиться большего за 15 часов считаю немыслимым.

Молитва:
Молитве (ас-салат, перс. Намаз) предшествует омовение (минимум 5 раз в день, видов омовений в зависимости от их цели только ортодоксальных то ли пять, то ли семь), без него молитва считается недействительной. (Вероятно, арабу анекдот о чукче, женившемся на парижанке, показался бы очень смешным, но по другим причинам.) Омовение совершается в следующих случаях:
  1. В связи с молитвой.
  2. Во время паломничества.
  3. По клятве.
  4. В случае обета коснуться телом Корана.
  5. Ритуальное омовение совершается (над ними), если Коран или лист из Корана (или бумага, на которой написаны имя Бога, или пророка Мухаммеда, или имена шиитских имамов(у шиитов))упали в грязное место. Если Коран переведен с арабского на другой язык или напечатан не арабской графикой (то есть не считается Священным), допустимо прикасаться к нему без обряда омовения, и пусть падает.
  6. После полового сношения.
  7. После менструации.
  8. После родов.
  9. После прикосновения к трупу.
  10. Омовение трупа.
  11. При даче клятвы или обета.
Правила омовения: при нарушении любого из этих правил, или нечеткого их соблюдения омовение и молитва считаются недействительными.
Оно совершается водой или песком, причем вода должна быть чистой и не украденной, и не содержаться в золотой и серебряной посуде. До омовения следует справить нужду, т.к. если сделать это после, то омовение и молитва считаются недействительными. Омовение водой бывает трех видов:
  1. Полное погружение в воду(купание для удовольствия или мытье в бане омовением не считается);
  2. Иртимаси – погружение в воду рук и лица;
  3. Омовение путем смачивания водой определенных частей тела
Сначала моют голову, шею, затем правый и левый бока и т.п., а если без погружения всего тела в воду, то сначала кисти рук, потом полоскание рта и горла, очищение носа, моют лицо, глаза, руки до локтей, затем смачивают лоб , уши, шею и ноги, (причем лицо со лба вниз, а ноги от пальцев к ступням) Омовение в обуви или чулках недействительно, кроме как в сильный мороз или в случае опасности, что обувь будет украдена. Для людей с телесными повреждениями правила особые, так называемое вынужденное (джабрие) омовение: либо снятие или замена повязки, либо омовение песком. Начинать омовение следует вовремя, чтобы успеть к молитве, и омовение считается недействительным, если омытые лицо и руки успевают высохнуть до омовения ног, т.е. все части тела, подлежащие омовению, должны быть мокрыми, что несколько затруднительно, принимая во внимание климатические условия. Да поможет вам Аллах!
Омовение водой сопровождается чтением определенных молитв: перед началом следует, глядя в воду, сказать: “ Во имя Аллаха, клянусь Аллаху, слава Аллаху, который сделал волу чистой и не сделал грязной”; прежде чем начать мыть руки: “О Аллах, прими меня в число кающихся и в число очищенных”; при полоскании рта (!) : “О Аллах, будь моим свидетелем в день встречи с Тобой. Приучи мой язык к поминанию Тебя”; при полоскании ноздрей: “ О Аллах, не запрещай мне райские ветры, прими меня в число тех, кто чует запах райского ветра, его духа и красоты”; при ополаскивании лица: “О Аллах, сделай мое лицо белым”; при мытье правой руки : “О Аллах, представь мне Книгу мою справа и вечность в раю слева”; при мытье левой: “О Аллах, не передавай мне Книгу мою со стороны Севера и за спиной, и не сделай ее связанной с моей шеей, прибегаю к Тебе от огня(ада)”; при поглаживании мокрой рукой головы: “О Аллах, не откажи мне в Твоей милости и благословении, прими мое покаяние”; при смачивании ног: “О Аллах, укрепи мои ноги, когда путь становится скользким, сделай мое стремление(путь) угодным Тебе, о обладатель богатства и щедрости”. Если у верующего во время молитвы возникло сомнение в том, правильно ли он совершил омовение, то молитва его считается недействительной, и ему следует прервать ее. Так что никаких “слышь, мастер, а че бормотать-то надо?” во время процесса. Да направит вас Аллах!
Тайом, или омовение горячим песком, применяется при обстоятельствах, когда вода недоступна, во время хаджа, например. Используется земля, глина, допускается так же омовение алебастром и известью, но только не калеными. Рот полоскать не советую, это уже не ритуал, а подвиг святости или безумие, а безумным хадж запрещен. Омовение, кроме вышеперечисленного, недействительно при моче- , кало- и газоиспускании, менструации, половом сношении, сне, обмороке и состоянии невменяемости(сумасшествие, опьянение, склероз, тяжелые травмы черепа с соотв. последствиями). Если вы тем не менее решительно настроены воспроизвести на игре обычный ритуал молитвы, то есть, скорее всего находитесь в состоянии невменяемости, оную исключающем, то к молитве мы еще не подошли. В исламе существует 6 видов обязательных молитв:
  1. Повседневная пятикратная – утренняя, полуденная, вечерняя, предвечерняя, после захода солнца (даже архангел Джабриил спускался с небес пять раз в день, дабы сотворить ее в присутствии Мухаммеда, так что вы не исключение)
  2. Молитва над покойником;
  3. Молитва ритуального обхода Каабы во время великого и малого хаджа;
  4. Молитва старшего сына, которую он должен выполнять за родителей
  5. Молитва аят;
  6. Молитва по клятве, найму или обету. Кроме пятикратной ежедневной молитвы, шариат предписывает произносить в перерывах еще и дополнительные- нафиле и гафиле, они не обязательны, но если вы все еще свободны, займитесь молитвой.
Молитва состоит из 11 частей: нийят –намерение молитвы; стояние; такбир – произнесение фразы “Аллах велик” (Аллаху акбар); коленопреклонение (поясной поклон); падение ниц; кираат- чтение молитвы; зикр – упоминание и повторение имени Бога(ал-асма ал-хусна, т.е. прекрасные имена, вообще поминайте их почаще –это признак благочестия)); свидетельство – произнесение формулы “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его”( “Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи”, - это шахада, т.е. символ веры, состоит из ат-таухид и аннубувва. Троекратное его произнесение составляет ритуал обращения в ислам, заодно служит боевым кличем и множеству других полезных целей, шииты прибавляют “Ашхадо анна `алийан валийо`ллах”, т.е. верую, что Али – святой Бога) ; салам – приветствие; тартип(порядок) – молитва; муваллат – непрерывное повторение частей молитвы. Рукн (частей молитвы, которые нельзя сократить или удлинить, 5: нийят, произнесение стоя слов “Аллах велик”, стояние перед коленопреклонением, коленопреклонение, двойное падение ниц. Это необходимо, и, как известно, ради сего отменялись сражения. Порядок молитвенного раката выглядит так: не надевая обуви вы оборачиваетесь лицом к кибле и произносите про себя формулу намерения совершить определенную молитву. Затем поднимаете руки на уровень лица, ладонями от себя, произносите такбир, затем, взяв левую руку в правую, произносите “Фатиху”(1 сура) и какие-либо другие айяты(обычно 62 сура), затем кланяетесь в пояс, упираясь руками в колени, и произносите хвалу Аллаху, выпрямляетесь, и держа руки вдоль тела, произносите по-арабски: “Да услышит Аллах того, кто восхваляет его”, опускаетесь на колени, совершаете земной поклон, касаясь лбом земли, выпрямившись, садитесь на пятки и произносите:“Аллах акбар”, повторяете земной поклон и формулу восхваления Бога, встаете, опустив руки и держа их одну в другой. Если вы хотите совершить второй ракат, то снова произносите формулу намерения и т.д. Когда моление закончено, то вы, продолжая сидеть на пятках, произносите символ веры, затем поворачиваете голову к правому плечу и говорите приветственную формулу: “Мир вам и милосердие Божие”, на чем молитва заканчивается. Этот основной цикл называется фард, кроме него во время молитвы могут совершаться ракаты сунна (т.е. освященные обычаем), заключающиеся в поднятии рук после исполнения фарда, рекомендованы при утренней и полуденной молитвах, вечерняя же молитва обычно заканчивается витром (перс. вирд) и включает молитвенные слова и действия ду`а конут (см. приложения). Общепринятый порядок молитв таков:

ВремяСуннаФардСуннаВитрВсего
Рассвет22--4
Утро442или4-10или12
День--4-4
Закат-32-5
Вечер-4239

Все молитвы ислама начинаются с такбира (такбир не менее 5 раз произносится во время каждой молитвы, и каждый раз, когда режеся животное, предназначенное в пищу), произносить эти слова требуется четко и на арабском, а если верующий – глухонемой, шариат требует от него особого знака, причем желательно, чтобы язык глухонемого при этом шевелился (то есть если нет языка, то достаточно знака). Молитву следует читать тихо, особенно женщинам, наизусть (за исключением отдельного разрешения, но это редкость, ибо предосудительно). Не следует забывать включить в молитву благословение Мухаммаду и его семье (интересующимся сообщу формулу). Могут быть сокращены(вместо4 ракатов – 2) молитвы путешественника (на путь от 8 фарсахов и более), кроме жен и детей, которые шляются без разрешения, верующих, которые так далеко бегут от долгов, или если путешественник намерен совершить запретное, а также кочевников, если их кочевье не является хаджем, и тех, чья профессия – путешествовать. Намаз совершается по призыву(азан) муэдзина (возможен только на арабском) с минарета мечети. Азан: “Аллах велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. (В шиитских мечетях добавляется фраза: “Свидетельствую, что Али – эмир правоверных и близкий друг Бога”)Спешите на молитву. Спешите к спасению. Спешите к доброму делу.” Перед утренней молитвой добавляются слова: “Молитва лучше сна”. Каждая формула повторяется 2-4 раза, чтобы все проснулись. Вняв сему воплю, вы должны остановиться и повторять его, прибавляя слова: “Сила и могущество только у Аллаха!”, а перед утренней молитвой: “Ты сказал то, что истинно и справедливо!”. После азана следует второй призыв, из тех же формул. Для особо благочестивых, собирающихся молиться и ночью, призыв звучит ночью дважды (включая тот же призыв “Молитва лучше сна”. Ее можно совершать в любое время ночи, но не дважды за одну ночь.)Ночная молитва в рамадан (таравих - отдохновение) называется так потому, что после каждых четырех ракатов этой (состоящей из 20 или 36 ракатов) молитва следует пауза. Приятного отдыха. При необходимости можно объединить две первые и две последние молитвы, что не влияет на количество ракатов, но нельзя совершать молитву точно в полдень и в моменты восхода и заката солнца. При молитве следует расстелить коврик (саджада, символизирует отделение молящегося от мирской суеты, на нем обычно изображение ниши или арки, острием касающейся Мекки), обратиться лицом в сторону Мекке(кибла), в связи с Хаджар аль- асвад(черный камень в оной), Мекка называется “Бейт Иллах аль- Харам” (запретный дом Аллаха), соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону. Если имеется в виду самый ранний этап развития мусульманства, следует делать то же самое лицом к Иерусалиму. Если вблизи вас нет мечети или могилы, допустимо, чтобы местонахождение Мекки определил кяфир, это надобно подтвердить свидетельствами двух правоверных, и тогда вы можете молиться. Если у вас выбор между двух сторон, молитесь на обе. Если вокруг вас нет ничего похожего на могилу, кяфира и другого правоверного, то молитесь на все четыре стороны света. А если у вас к тому же нет времени определять киблу, молитесь, двигаясь по кругу, внушая себе по пути, что эта сторона и есть искомая (оттого-то заключенные мусульмане в тюрьмах ходят по кругу, у них как раз вышеозначенные проблемы). Молитву нельзя совершать в бане, на соляных копях, перед человеком, открытой дверью, огнем, светильником, изображением живых существ, а также на тропинке, где проходят люди, на кухне, в столовой и вообще в местах, где имеется печь, и в комнате, где был совершен половой акт. Если вы молитесь во дворе, где ходят люди, положите перед собой палку или протяните веревку. Кроме того, место для молитвы должно быть дозволенно(свободно), т.е. на чужом или занятом ковре, тахте, лошади (и если у лошади подкова взята взаймы, например), на имуществе, находящемся в совместном владении без разрешения пайщиков, в доме, с которого не заплачен налог, на предметах, которые двигаются или трясутся, в месте, где нельзя довести молитву до конца, на прокаленном известняке и алебастре, на бумаге из хлопка, на ковре с надписью “Аллах” и напротив могил пророков и имамов (у шиитов), в помещении или на месте, где делаются музыкальные инструменты, перед зеркалом молитва считается недействительной. Обязательно посещение мечети в пятницу во время общественной молитвы (джамае, сопровождается проповедью(хутбой, произносимой с минбара (что-то вроде лестницы с перилами и навесом справа от михраба, т.е. ниши, указывающей направление на Мекку)– приветствие, хвала Аллаху, испрашивание благословение Пророку, чтение отрывка из Корана, молитва за верующих и призыв к благочестию) хатиба или, чаще, местного имама, именуемого в этом случае имам-хатибом, он должен опираться на лук, посох или меч. После хутбы он сидит до следующей хутбы в конце общей молитвы. Хутба по случаю праздника немного меняется, а при угрозе стихийного бедствия увеличивается число такбиров. Прилично также в хутбе упомянуть имя правителя.), и вообще желательно почаще, а то у вас могут возникнуть проблемы, например, с женитьбой, да и, возможно, любые другие, плохо совместимые с жизнью, а так молитесь, где сможете (фуради). В мечети располагаться следует рядами, в шаге между рядами, молиться строго хором, соблюдая ритм, надо подражать имаму, т.е. не опережать его и не отставать от него, нельзя беседовать о земном, повышать голос и неприлично вонять чесноком или луком, следует быть чисто и по правилам одетым (женщина закутана с головы до ног, даже волосы, и может лишь чуточку приоткрыть лицо, а мужчина должен быть одет в чалму и абу, сшитые из дозволенного материала, т.е. кожа только съедобных животных кроме свиньи и собаки, нельзя чистый шелк( шариат вообще запрещает прикосновение шелка к телу) или златотканную парчу, не запачканную кровью и слюной кошки, собаки, безбожника(если она уже засохла, то ничего),не допускается кость запретного животного(пуговица), мех, если он беличий, золото, если оно на мужчине, черная, украденная или узурпированная одежда или та, какую носят представители противоположного пола, или та, с которой не заплачен налог. Если у вас только шелковая одежда, молитесь голым, замазав срамные места глиной и не направляя их в сторону Мекки, а если у вас две одежды и вы не знаете, какая из них чище, то молитесь в обеих, т.е. два раза), и входить туда с правой ноги, а выходить – наоборот( так, кстати, ловили любознательных немусульман на входе в Запретную мечеть Мекки).Иначе ваша молитва считается недействительной. Для женщин вешается отдельная занавеска, либо делается отдельное место (галерея) для молитвы. Имамом может быть любой совершеннолетний справедливый несумасшедший мусульманин, знающий правила, обычно с религиозным образованием и пользующийся авторитетом (женщина может быть имамом, но за занавесью, а обычно в отдельных домах среди женщин и детей). Считается, что совместная молитва в 27 раз превосходит молитву, совершенную в одиночестве, да будет ваше одиночество двадцатисемикратным, и да смилуется над вами Аллах, и да приблизится число совершаемых вами в этот день ракатов к числу имен Аллаха(у меня нет сил их перечислять, их 99, сколько и бусин на мусульманских четках).
Кроме ежедневной обычной молитвы, необходимой является када, т.е. обязательная молитва, не выполненная по каким-либо причинам (например, по причине смерти) в свое время, так старший сын обязан молиться за умерших родителей, если старший сын умер, следует нанять кого-нибудь, и так без конца, пока есть деньги. Многие на это живут, поскольку шариат наказывает тех, кто не исполняет это предписание. Если вы сошли с ума, то вас освободят от этой обязанности на время сумасшествия, но судьи будут следить за состоянием вашего здоровья. Во время двух основных праздников (курбан-байрам и ид аль-фитра) праздничная молитва длится с восхода до полудня и прерывается на отдых в виде ежедневной молитвы, сопровождается раздачей милостыни и читается публично, повышенным голосом, причем верующий желательно отправляется на молитву босиком и в белом халате. Во время урагана, затмения и т.п. обязательна молитва аят (такбир плюс сура Хамд), если совпадают несколько стихийных бедствий, то количество молитв возрастает соответственно. Не совершить молитву таят- тяжкий грех (кстати, засуха- бедствие), от нее освобождаются только женщины во время месячных очищений. Если у вас кто-то умер, молитва обязательна (за исключением смерти ребенка до 6 лет или рождения мертвого ребенка – тогда молиться не стоит), после похорон обязательна молитва вахшат, выражающая беспокойство близких об одиночестве и удаленном местонахождении покойного, она читается до вечернего намаза.
Если вы до сих пор не заняты, займитесь дополнительной молитвой.

Пост.
Отличается от христианского категорическим запрещением всякого приема пищи и воды – нельзя даже нюхать что-нибудь съедобное с восхода до заката. Ас-саум (обязательный пост в месяце рамадан) длится 30 дней. Кроме того, можно поститься по обету либо клятве, по гада, по желанию, но запрещено предпринимать дополнительный пост в месяце рамадан. Пост делают недействительным: клевета на Бога, Пророка, его наместников (и на 12 имамов у шиитов), -(например, порицание оных или приписывание им неких высказываний, на деле им не принадлежащих, у вас могут потребовать ссылку на источник!), онанизм, половое сношение (но если мужчина совершит половой акт, забыв о посте, то все нормально, однако ежели он вдруг во время сего внезапно все вспомнит, то должен немедленно прерваться и, совершив омовение, заново предаться посту), еда, питье( при угрозе смерти немного воды выпить можно, но пост считается нарушенным и сие требует искупления), попадание в горло густой пыли, пара, табака, дыма, полное погружение головы в воду, оскверненность до утренней молитвы, клизма и рвота, а также проглатывание несъедобных предметов, повторное использование зубочистки, бывшей в употреблении, проглатывание мокроты, проглатывание пищи при ее приготовлении (пробовать на язык можно). От поста освобождаются больные и старые, беременные и кормящие (кроме кормящих за плату), путешественники и воины, находящиеся в сражении, но все они должны будут поститься в другое время, а также преступники и осквернившиеся и не прошедшие очищения, но все они должны будут поститься в другое время, а если прервали пост, то позднее должны возместить постом потерянные дни. Искупление нарушения поста обязывает нарушителя либо освободить раба, либо выдать бедному один мудд(5кг 128г) пшеницы или ячменя, или накормить и дать одежду бедному. С определением месяца рамадан связаны некоторые проблемы (календарь-то лунный, подвижный) , и для определения есть 5 способов:
  1. Человек сам видел луну
  2. Многие утверждают, что видели луну
  3. Два справедливых мужчины утверждают, что видели луну
  4. По мусульманскому календарю прошло 30 дней с начала месяца шаабан
  5. Ответственные лица из духовенства официально сообщают, что наступил месяц рамадан.
Но вы могли их не слышать. (Очень жалко северных мусульман в те годы, когда рамадан приходится на лето, ведь в белые ночи они не могут есть и пить вообще).

Хадж.
Паломничество в Мекку является обязанностью всех мусульман, однако есть много исключений: паломник должен быть совершеннолетним (дети, которые были в Мекке с родителями, обязаны совершить паломничество еще раз), не умалишенным, не рабом, не вынужденным совершить паломничество для запретных дел (убийство, грабеж),он не должен совершать паломничество, если у него есть более важное дело или если дорога опасна, а другой нет, он должен иметь возможности для паломничества (т.е. провиант, компанию или возможность присоединиться к каравану), иметь возможность все устроить так, чтобы во время его отсутствия его хозяйство не пришло в упадок и его семья не померла с голоду(т.е., например, взять денег на паломничество или поручить кому-либо присмотреть за хозяйством, паломничество для женщины, которая знает, что во время ее путешествия она будет испытывать материальные трудности, а муж ее беден, не обязательно, и вообще не обязательно для бедного человека. Если расходы по содержанию вашей семьи кто-то взял на себя, но вы не уверены, что он сдержит слово, то можете сидеть дома с чистой совестью). Если вы совершаете поездку по каким-либо торговым делам в Хиджаз, то по возможности должны совершить и хадж. Но все дело в том, что не было возможности реально не допустить бедных и умалишенных совершить хадж, хотя шариат строго осуждал решившихся на это без достаточных оснований, оттого было множество нищих и больных в огромных караванах (обычно из Каира, Ирака, Дамаска, или кораблем до Джидды, предводитель подобного каравана назывался “амир аль-хадж”) и большинство из них не доживало до цели. Впрочем, подобная смерть считалась весьма достойной. Можно было нанять кого-либо, чтобы он совершил хадж за тебя (вакил ал-хадж), но это должен быть человек, уже совершивший хадж, либо он должен будет еще раз совершить хадж за себя, иначе он не считается хаджи. Мужчина мог совершить хадж за женщину и наоборот. Хадж совершается ежегодно в 12 месяце зуль-хиджа, целью является посещение храма Каабы в Мекке, могилы пророка в Медине, молитв в ряде мечетей в Хиджазе ( для шиитов –дополнительное паломничество к могилам Хусейна в Кербеле, четвертого калифа Алиибн Абу Талиба (кузен Пророка) в Неджефе, имама Резы в Мешхеде, святой Масумы в Куме, но это именуется не официальным хаджем, а зиярат(“посещение”).
Если вы решили предпринять хадж, устройте все свои дела, назначьте день отъезда, соберите домочадцев для напутственной молитвы, попрощайтесь, выйдя из дома и обратившись к кибле, прочтите “Фатиху” и три раза – последние два айата второй суры, затем со словами “Бисмиллах ве рахмане рахим” (Во имя Бога милостивого милосердного) идите. В пути вы обязаны исполнить несколько ракатов с соответствующими молитвами, а также быть щедрым и сострадательным, милостивым и ласковым и избегать ссор.
В Хиджаз вступают в особом одеянии- ихраме(состоит из двух кусков бязи или полотна, один обертывают вокруг бедер (изар), другим закрывают верхнюю часть тела, перекидывая его через левое плечо и пропуская под правую подмышку(ридах). Женщины прикрывают им еще и голову. Ихрам должен быть из материала, которого не касалась игла, на ноги можно одеть сандалии), его уже нельзя снять до конца хаджа( за исключением случаев чрезвычайной необходимости, но тогда в курбан-байрам придется принести в жертву барана). С момента облачения в ихрам нельзя никого обижать, бриться, стричься, стричь ногти, курить, вести торговые дела, предаваться всякого рода страстям, и нельзя никого убивать, даже комаров, срывать листья с деревьев и вообще портить полигон (Коран, 2:193). Вступление в ихрам знаменуется особым обращением к Аллаху (талбийа), требуется у порога Каабы произнести по-арабски “Лаббайк Аллахума Лаббейк. Ла шарик лака, лаббейк”( Вот я перед тобой, о Аллах. Нет у Тебя сотоварища, Ты один), эта формула обязательна при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь.
Прибыв в Мекку к 7 числу месяца зу-ль-хиджжа, вы совершаете обряд “малого паломничества”, тавваф ат-тахийа (он же совершается при окончании паломничества и наз. Таваф ал-вада, обычно сие предпринимается под предводительством сеида (знатока правил таваафа). ), надо войти в Запретную мечеть (Аль-Харам) с правой ноги через Бабул-ниджат(“Ворота спасения”), в левом углу наружной восточной стены Каабы есть ниша(с трудом туда можно просунуть голову, чтобы коснуться камня губами(такбил), но обычно из-за страшной давки едва успеешь просунуть руку, тогда целуют означенную конечность и касаются ею глаз, -истилам), где и хранится черный камень –Хаджар аль-асвад. после чего начать ритуал обхода вокруг Каабы (требуется у порога Каабы произнести по-арабски “Лаббайк”, после чего обойти Каабу семь раз против часовой стрелки,как можно ближе к стенам храма, по пути покло нясь “иракскому” и “йеменскому” углу (целование, прикосновение рукой, произнесение молитвы ас-салат), причем первые три круга надо пробежать, а остальные пройти. По окончании сего следует подойти к месту у входа в Каабу, прижаться к нему телом, поднять правую руку в сторону входа и произнести молитву, прося милости и прощения за грехи. В заключение совершается молитва в 2 раката. Во время первого из них читается сура 109, а во время второго – сура 112. Напротив, в Макам Ибрахим, хранится каменная плита со следами ног Ибрахима (построившего Каабу), здесь в честь него дважды читается молитва. Рядом находится колодец Земзем (внутренюю часть здания, где находится колодец, вы посетили при первом обходе Каабы), из него вы берете воду дважды: для питья и для обливания с головы до ног. Исполнив предписанные молитвы, вы идете к холмам Сафа и Мерв, поднимаетесь на холм Сафа. Оборачиваетесь лицом к Каабе о обращаетесь с молитвой о помощи и защите, затем спускаетесь до столба у подножия и бежите к другому столбу, -к подножию холма Марва, читаете там ту же молитву. И так 7 раз, это называется “са`й”. “Малое паломничество” на этом закончено (его можно совершить в любое время, не обязательно в период хаджа), но если вы решили этим не ограничиться, погодите выходить из состояния ихрама.
Основные обряды совершаются строго коллективно и в строго установленные дни:
7 числа зу-ль-хиджа в Масджид аль-Харам читается хутба об обязанностях совершающих хадж.
8 числа паломники идут к горе Арафат 9ок. 25 км.), чтобы, по традиции, запастись питьевой водой (йаум ат-тарвиа), ночь проводят в долине Мина.
9 числа в полдень происходит центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат (вукуф), где до заката паломники творят молитву, как можно громче и , естественно, по-арабски. После захода солнца все бегом возвращаются в долину Муздалифа (идафа), второе святое место хаджа после Мекки, и всю ночь молятся в ярко освещенной мечети, а женщины, дети и старики идут к долине Мина. Это ночь поста и молитвы для всех мусульман мира.
10 числа после первой молитвы к детям и старикам присоединяются все остальные, они бросают подобранные в долине Муздалифа семь камешков в столб (джамрат ал-акаба), символизирующий Иблиса (последний из трех столбов), затем следует обряд жертвоприношения (по традиции, жертвенными животными могут быть: верблюд не моложе 5 лет; бык или коза не моложе одного года, или овца не моложе 7 мес. Часть принесенного в жертву съедается паломником, остальное раздается бедным) совершив жертвоприношение, вы, наконец, стрижете бороду и волосы (женщины отрезают прядь волос), и закапываете сии отходы в долине Мина. После чего следует вернуться для последнего обхода Каабы (покрытой к тому времени новой кисвой, устройство коей при необходимости укажу отдельно).
После тавафа те, кто не совершал “малого паломничества”, идут к холмам Сафа и Мерв, где с 11 по 13 число продолжают приносить жертвы, посещают долину Мина и бросаются камнями уже во все три столба.
14 числа оканчиваются все обряды хаджа. Некоторые идут в Медину поклониться могиле пророка, в мечеть Аббаса, и за прочими шиитскими надобностями. Домой вы возвращаетесь в зеленой чалме, арабском бурнусе или длинной белой галабее, что символизирует совершение хаджа, и то, что теперь вы – хаджи. Дома вас должны торжественно встретить, после чего вы уже можете предпринять новый хадж.

Похороны.
Если у вас кто-то умер, вам следует огорчиться, потому что обряд погребения непрост и требует особых молитв. Если кто-то умер не у вас, то и это невесело, спать вам не дадут. Шариат одобряет, если все необходимое для похорон (за исключением трупа) готово еще при жизни (саван, кедровый порошок, камфора и много денег, возможен мавзолей). Если при вас кто-то умирает, положите его на спину ногами к кибле, если этот кто-то умирает в очень тесном месте лил если он сопротивляется, то на бок лицом к кибле, и читайте над ним молитву шахадат так, чтобы он обязательно слышал. Не говорите громко и оживленно, не оставляйте умирающего одного или с одной только женщиной, не плачьте около него. Когда он, наконец, умер, завяжите ему глаза, рот, подбородок, свяжите руки и ноги и накройте лицо, если умер ночью – поставьте светильник (если умерла беременная женщина, вскройте ей левый бок, выньте ребенка и зашейте обратно). Совершите над умершим омовение водой ( трижды- с кедровым порошком, с камфорой, чистой; если он умер по пути к Каабе и облачен в ихрам, только чистой водой 1 раз), а при отсутствии оной – песком, смажьте камфорой лоб, ладони, плечи, большие пальцы ног, окутайте его в саван (в одежде хоронить нельзя, саван изготавливается из 3-х кусков белого полотна, а именно: 1- окутывается нижняя часть тела, 2- рубаха, 3- простыня, покрывающая покойного с головы до ног. Шить сие только деревянной иглой. В безвыходном положении допустима кожа дозволенного животного). Далее следует прочесть молитву. Если родственников нет, покойного хоронит община, если это ранний ислам, то бросьте труп в землю или просто на сьедение зверям. Если вы уж очень хорошо к нему относились, бросьте туда же верблюда. Могила должна быть такова, чтобы через семь месяцев или за семь шагов ее никто не увидел. Если процесс распространения ислама более запущен, то:
Если покойник умер насильственной смертью, расчленен или … как бы это сказать… умер задолго до вышеописанного процесса, вы можете хоронить его в гробу для удобства переноски, в остальных случаях это не рекомендуется.
Если покойник уж очень богат и оставил соответствующее распоряжение, можете отнести его в Мекку или Медину, но это не рекомендуется.
Если он умер в море, желательно похоронить его на суше, если это невозможно, совершите обряд, привяжите к ногам тяжелый предмет и с молитвой бросьте в воду. Желательно заключить труп в кувшин или иную тару. Так же поступите, если у умершего есть враги, которые его обязательно выкопают. Так же поступите, если враг – вы сами. Если покойный умудрился упасть в такой колодец, откуда его невозможно вынуть, заройте колодец, прочтите молитву и считайте колодец могилой. Сам виноват.
Если он просто и прилично умер, заройте его в саване.
Обряд захоронения: за носилками должен идти имам, между ним и покойным не должно быть никакой преграды, но он идет чуть дальше, если умершая – женщина. Перед началом молитвы трижды повторяется ас-салят. Если покойный - мужчина, при приближении к могиле трижды замедлите шаг и положите носилки на землю( он на третий раз должен лежать лицом к кибле). Опустите труп в могилу с ее широкой стороны. Женщин кладут в могилу сразу. Имам кладет правую руку на правое плечо покойного, левую – на левое , сильно трясет покойника и на ухо ему громко повторяет трижды: “Слушай и пойми такой-то”. Спускаться в могилу ,чтобы уложить тело, следует без головного убора и обуви, спустившийся затем бросает в могилу горсть земли и говорит по-арабски: “Все мы принадлежим Аллаху и возвращаемся к нему”. Могилу зарывают, выкладывают жженым кирпичом, она должна на 4 пальца возвышаться над уровнем земли (причем женская могила глубже по сравнению с мужской, женщины, знаете ли, более подвижны). Затем могилу поливают землей, семь раз бросают горсть земли и читают молитву. Если умер ребенок до 6 лет или ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.
В первую ночь после похорон читается вахшат (устрашение). Нельзя громко оплакивать умершего, наносить себе в процессе оплакивания телесные повреждения, рвать одежду (если вы нарушили этот запрет, то дайте обычное искупление – накормить или одеть 10 бедняков или отпустить раба. Если вы бедны и невменяемы, вас, скорее всего, простят, ибо вы и так нанесете себе достаточный ущерб). Профессия плакальщика запрещена, этому запрету 1000 лет, однако он пока не подействовал. У шиитов часто был обряд срезания женщинами волос с целью положить их на могилу. Надгробный памятник должен быть обращен фасадом к кибле и не должен быть похож на мечеть, и вообще желательно не очень заметен (впрочем, этот запрет обычно обходили).
Вскрытие могил возможно: если покойник похоронен на чужой земле и владелец против; если саван и прочие похоронные принадлежности были узурпированы или украдены; если захоронение совершено с нарушением правил шариата (без савана, к примеру); если мусульманин похоронен на кладбище безбожников или в оскверненной земле; Если ребенок не был вытащен из чрева беременной; если есть опасность вскрытия могилы (!) или надругательства над покойным; если после похорон внезапно было обнаружено тело покойного или часть тела. Запрещено вскрывать могилу ребенка или умалишенного, если их родители – мусульмане. Строжайше запрещено вскрывать могилы религиозных авторитетов, все прочие могилы во всех прочих случаях просто запрещено. Все выше- и нижеперечисленное обычно не касается бедуинов. Их вообще мало что касается. Хороший заработок, говорят, да не возбранится мне за эти слова, и да дарует вам Аллах долгую жизнь, и да минует вас начальник стражи, не оросив ваши сердца влагою скорби.

Свадьба.
Если вы решили жениться, то радуйтесь, ибо вам это ничем не грозит. Если вы выходите замуж, то радуйтесь, ибо хуже все равно не будет.
Запрещены браки между кровными родственниками до третьей степени родства, до второй степени молочного родства. Свойство приравнено к родству. Мусульманин может пробовать жениться на христианке или иудейке, но мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Запрещены браки между несовершеннолетними (мужчина до 15 обычно, женщина до 9), хотя сговор возможен хоть при рождении. Для вступления в брак (акд) необходимо заключение договора, по которому женщина перестает быть запретной (харам), совершеннолетний человек вправе сам заключить брак (никах). При первом браке обычно достаточно согласия отца или опекуна, вдова или разведенная дает согласие сама, через доверенного. Первый этап брака – сватовство, или хитба, когда жених сам или через доверенное лицо делает предложение отцу, опекуну или доверенному невесты, они устанавливают размер имущества, которое муж выделяет жене (махр) и прочие условия. До заключения брачного договора жених и невеста не могут видеться. Махр становится личным имуществом жены (хотя на практике часто махр передается опекуну невесты, и больше она его не видит). Второй этап – это передача невесты в дом жениха. Третий – свадебное торжество (валима), когда оглашается брачный договор и выплачивается махр или его остаток. На всех этапах заключение брака можно отменить с выплатой компенсации семье невесты. Для заключения брака жениху и невесте надо прочитать формулу бракосочетания, по-арабски, естественно. Для заключения брака необходимо присутствие двух свидетелей – мужчин, или мужчины и трех женщин. Диалог:
-- Завваджтука нафси аля- сиддак аль- махрум (считаю себя твоей женой по определенному махру).
-- Кабилту ат- тазвидж (бракосочетание принял).
Прошу прощения за нижегородский акцент.
После сего брачующиеся могут немедленно вступить в брачные отношения, и брак считается свершившимся. Хотя обычно последний этап оттягивается вследствие тотального пиршества. Жизнь в браке описывать не буду, это скорее вопрос судопроизводства, но если жена вынуждена зарабатывать себе на жизнь, она имеет право не повиноваться мужу (см. 4 брака ходжи Насреддина), а он имеет право наказывать ее за неповиновение. Жена обязана вне дома и при посторонних носить разного рода покрывала, обычно это кусок ткани, полностью закрывающий лицо и фигуру (см Коран 24:31), жить на своей половине дома, молиться в женской части мечети. Муж не только избегает говорить о своей жене, но предосудительным считается передавать ей приветы, подарки, ему достаточно лишь время от времени справляться о благосостоянии семьи. Хотя пожилая женщина пользуется уважением.

Развод.
Мужу стоит сказать в присутствии свидетелей трижды “Ты свободна”, или три раза произнести слово “талак” (развод), и жена должна собрать вещи и уйти в дом родителей, сохранив махр. Эта форма развода действительна даже без объявления причины. Муж должен содержать ее 3 месяца (идда), но если в течение этого срока супруги возобновят отношения, развод считается недействительным. Если нет, то по истечении этого срока женщина может снова выйти замуж. Можно сказать “талак” дважды, тогда жена живет весь срок идда в доме мужа и подчиняется ему, за это время муж должен либо вернуть жену (ее согласия не требуется), либо таки развестись. Но после окончания срока идда он может снова жениться на ней, только если она выйдет замуж за другого мужчину и разведется и с ним. Фиктивные браки запрещены. Если формула развода была произнесена 9 раз, то брак не может быть восстановлен никак и никогда (очаровательное по арабским меркам средство против вспыльчивости мужей, ведь “талак” было основным аргументом в ходе домашних ссор). При объявлении причины развода жена может опротестовать только обвинение в измене, тогда муж должен представить 4-х свидетелей либо он будет осужден за клевету. Если муж доказательств не имеет, а жена обвиняет его в клевете, они могут развестись по взаимному проклятию (лиат), тогда жена оставляет мужу махр, а тот может не признать своим ребенка, появившегося после развода. Дети (мальчики до 8 лет. Девочки до замужества) остаются с матерью, а отец должен обеспечивать их материально.
Возможен развод по инициативе жены (фасх), заключается в том, что жена обвиняет мужа в нарушении брачного договора, но она должна это доказать. При случае примирения считается недействительным. Жена может выкупиться посредством развода “хаал”, то есть отдать мужу махр и выплатить компенсацию(ивад), размер которой устанавливает кади. Еще есть развод путем отречения (мубарат), когда оба хотят развестись, но муж хочет еще и вознаграждения. Можно просто прекратить супружеские отношения (этхар или клятва ила). Но в этих случаях надо принести покаяние, иначе жена имеет право на развод фасх. Да не охватит вас скорбь, и не лишитесь вы удовольствия и услады, и да расцветут ваши сердца, как розы от этих приятных слов, и да принесет плоды радости пальма ваших ожиданий, да постигнете вы смысл письмен на ладони Аллаха, да восславится имя его.
Еще есть обряд обрезания и куча более мелких обрядов, но мне лень это набивать, посему могу интересующимся выдать справку вслух, да усладят его вопли обрезанных, и да возрадуют они Аллаха милостивого, милосердного.

Праздники.
Календарь лунный, соответственно подвижный, с 30-летней периодичностью, состоит из 12 мес.: Мухаррам, Сафар, Раби ал-аввал, Раби нисан, Джумада ал-уля, Джумада ал-ахира, Раджаб, Шаабан, Рамадан, Шаввал, Зу-л-каада, Зу-л-хиджжа, в первом 30 дней, в последнем –29, и так через один.
Праздник начала года шииты и суннипты проводят очень по-разному, для суннитов это радостный праздник, они устраивают пиры, их женщины подводят глаза сурьмой и вообще всячески портят траур шиитам, а для шиитов начало месяца мухаррам связано с гибелью имама Хусейна и его семьи, и отмечают они это (ашура) траурно-торжественно( на 10 день месяца), процессией одетых в черное людей во главе с хади, в длинных белых балахонах и с обритыми головами, которые громко рассказывают о сем несчастье, прерываясь на выкрики типа “Али! Хусейн!”. Во многих городах устраиваются театрализованные представления “ташабих” о жизни и гибели Хусейна, Али и Хасана. Траур длится от 20 до 40 дней.
12 раби ал-аввал отмечается день рождения Пророка (маулид ал-наби), поскольку никто не знает, когда Пророк родился, то этот день с конца 12 века отмечают в день смерти Пророка (!), посещают дом, где Он родился (в Мекке), Мама Гарун ал-Рашида (Ал-Хайрузан) превратила этот дом в место почитания, там возведена мечеть. Декламируют мавалиды –панегирики Пророку, раздают милостыню, устраивают процессии с факелами.
Мирадж, --ал-Исра ва-л-Мирадж, 27 день месяца раджаб, в честь путешествия Пророка из Мекки в Иерусалим в одну ночь, богослужения, рассказы о чудесах Пророка. В этом же месяце отмечают 1-е число, когда Нух вошел в ковчег, день прощения Адама, день рождения Ибрахима и Исы, и что-то еще. Считается, что один день поста в месяц раджаб равен месяцу поста в другое время. С 14 на 15 число шаабана отмечают ночь отпущения грехов (лейлат ал-бара), в эту ночь определятся имена тех, кто умрет в этом году. 3 день шаабана – день рождения внука Пророка, Хусейна, а 5 день- другого внука, Хасана.
Канонических праздников два – ид аль-адха(прахдник жертвоприношения, в тюрк. Курбан-байрам) и ид аль-фитр (праздник разговенья, в тюрк. Ураза-байрам). Ид аль-адха считается главным, является частью обрядов хаджа (хадж нельзя совершить без жертвоприношения, но кульминационную часть обряда предписано исполнять не только в Мекке) и отмечается в 10 день зу-л-хиджжа. Каждый правоверный должен принести жертву (овцу, корову, козла или верблюда, часто приносят вскладчину, до десяти человек на одного верблюда, жертвенные животные не должны иметь изъянов, а правила такие же, как в долине Мина (см. Хадж), а тот, кто не сделает этого, не попадет в рай, поскольку преодолеть мост Сират можно только на спине жертвенного животного. К празднику готовятся задолго, жертвоприношение совершается путем перерезания горла специальными людьми, человек, приносящий жертву, должен 3 раза произнести такбир, затем сказать басмалу и снова трижды произнести такбир, после чего читается салат ал-ан-наби (славословие Пророку); прочитав положенные молитвы, следует повернуться лицом к кибле и попросить Аллаха принять жертву. Если жертва приносится по обету, то все мясо раздают неимущим, а обычно сваренное мясо съедают(треть), делясь с бедными (все остальное). Накануне мусульманин отрешается от земных забот и молится, поскольку у него есть шанс получить прощение грехов за 50 прошлых и за 50 будущих лет, в проповеди звучат призывы преклоняться перед поступком Ибрахима (Авраам). Ритуал праздника включает в себя чтение особой молитвы салат ал-идайн, она состоит из двух ракатов и включает в себя большее, чем обычно, число такбиров, из праздничного ритуала исключается азан, а вместо него произносится более древняя формула “Ас-салат джами-хатан”(“Молитва -- вместе”). На время повседневных молитв праздничная молитва прерывается. Эту особую молитву читают и в Ид аль-фитра, или ид аль-сагир. Он отмечается в первый день месяца шаваал и знаменует собой окончание поста рамадан. Накануне главным шейхом совершается торжественная служба в главной мечети, он обращается ко всем мусульманам с призывом к миру и согласию. За несколько дней до того в домах начинается генеральная уборка и подготовка к пиршеству. Положено купить или сшить новую одежду и обувь для всей семьи и приготовить много сладостей. Обязательно следует поздравить начальство (в том числе калифа) и крышу. Составной частью праздника являются три последние ночи рамадана, особенно последняя благословенная – ночь. Первая из них –“Лайлат ал-кадр”(Ночь могущества, предопределения, судьбы, т.к. ночь ниспослания Корана, см. суру “Могущество”, 97.), в это время гадают и предсказывают будущее, а в перерывах прощают друг другу грехи. В последнюю ночь все ждут рождения новой Луны, появление которой вызывает всеобщее ликование, так как пост кончился. В эту ночь Аллах раздает ангелам свои указания, касающиеся как отдельных людей, так и судеб всего мира, и основные молитвы в это время –просьбы о милости. После чего до рассвета отправляются в баню и к парикмахеру, а оттуда – на праздничную службу в мечеть. Положено читать “Фатиху” и “Йа син”(36 сура), и читать( а лучше нанять кого-либо), чтобы прочли возможно большую часть Корана над могилами предков. Для детей в этот праздник устраивают всяческие увеселения, дарят им подарки и т.п. Праздник длится 2-3 дня, и в это время следует отчитаться, как вы провели пост, т.е. в случае чего покаяться, принести жертву, уплатить мзду, совершить очищение. Вообще же в это время приношения духовенству (фитр садака) обязаны делать все. Это любимый праздник мусульман, они семьями ходят в гости. Шариат установил по случаю ид ал-фитр особые молитвы (см. в Ид ал-адха), рекомендовано читать 87, 88, 91 суры, на молитву идут босиком, она может проводиться в поле, можно молиться на площади и громким голосом, одеваться следует в белую чалму и халат., и вообще вести себя прилично, а не то тысячи бедствий по воле Аллаха выйдут из бездны небытия в юдоль существования, и Ад устыдится сравнением с той пустыней, в кою превратится путь первой жемчужины в ожерельи безумия, скитальца по пустыне скорбей вне стези надежды, поднимающего на майдане глупости знамя непокорности, да минует вас сие, и да выйдете вы из мрачной ямы отчаяния и забьете в литавры восторга, обретя у родника ожидания прах священного порога.

Приложения
Некоторые молитвы.
Вирд тариката: после каждой из ежедневных обязательных молитв следует произнести Аллахо Акбар 34 раза, Алхамдо-лилла 33 раза (хвала Богу), Собханалла 33 раза.(Бог свободен от всего, что мы приписываем ему). Также следует произнести либо 100 раз, либо 3 раза фразу “Ла Иллах илла` ллах” (нет Бога кроме Аллаха), а также Айато`л Корси (К; 2:256 –259):Аллахо ла илаха илла ховал-хаййол-хайям, ла та`хозоху сенатон ва наум. Лаху ма фес-самавате ва ма фел-арз. Ман заллази йашфа`о `индаху илла бе езнех. Йа`ламо ма байна айдихем ва ма халфахом, ва ла йохитуна бе шай`ен мен `елмехи илла бе маша` вазе`а корсийохус-самавате вал-арз, ва ла йа`одоху хефзахома, ва ховал-`алийол-`азим (256, транскипция в соответствии с персидско – нижегородским произношением)
Ла икраха фед-дин, кад табаййанар- рошдо мен ал- хаййи, фаман йакфор бет-тагхутва йо-мен Биллах фагадес тамсака бел-`орвател-воска ланфесама лаха валлахо сами`ун `алим(257)
Аллахо валийолазина аману йохрежохом-мен аз-золамате еланнур, валлазина кафару оулия `охомот-тахут, йокрежунахом мен ан-нури илаз-зомелат. Ула`ика аснабон-нар, хом фиха халидун(258-259),то есть:
Аллах – нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, -- поистине, Он – высокий, великий!
Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой Путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах – сияющий, знающий!
Аллах –друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их – идолы; они выводят их от света к мраку. Это – обитатели огня, они в нем вечно пребывают!
Молитва конут (то есть молитву, которую говорят во время второго раката намаза, держа руки перед лицом):
Аллахома наввир захири бе та`атика, ва батини бе
махаббатика ва калби бе ма`рифатика ва рухи бе
мошахадатека ва серри бе`истиклали иттисали
хазратика, йа зол-джалали вал-икрам.

Аллахом-адж`ал калби нуран ва сам`и нуран ва
басари нуран ва лисани нуран ва йадаййа нуран ва
реджлайя нуран ва джами`йа джаварехи нуран, йа
нурал-анвар.

Аллахома аранал-ашийа`а камахи.

Аллахомма кон ваджхати фи колли ваджхен, ва
максади фи колли касден, ва гхайати ви колли
са`йен, ва малджи`и ва малази ви колли шеддатен ва
хаммен ва вакили фи колли амрин ва таваллани
таваллийа`инайатин ва махаббатин фи колли халин.

Ва саллалла `ала мохаммадин ва алехи хэйри алин.

То есть:
О Боже, освяти мое внешнее
существование покорностью Тебе, и мое внутреннее
существование добротолюбием по отношению к Тебе,
и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой
дух сокровенным прозрением о Тебе, и мою сущность
способностью достичь Твоего Престола. О
Преславный и Высочайший!

О Боже, освяти мое сердце, и мои уши, и мои глаза,
и мой язык, и мои руки, и мои ноги, и все мое тело. О
Свет всякого Света!

О Боже, куда б ни повернулся я, будь предо мною; в
каком направлении я бы ни шел, будь местом моего
назначения; что бы я ни предпринимал, будь моей
целью; во времена забот и горестей будь моим
убежищем и утешением; в каждом деле будь моим
защитником; и в Твоей Благодати и Добротолюбии
прими мои действия под покров Твоей Мощи.

Да благословит Бог Мохаммеда и его семью,
из всех семей.

Очаровательный и короткий конут Байазида:

Илахи анта та`ламо ма норид (О Гсподь мой, тебе ведомо, чего я желаю). Суфийский обычный вирд, предписываемый наставником:
Ла илаха илла анта, собханака инни конто мен аз-залемин
(нет Божества, кроме Тебя, хвала Тебе, поистине я был неправедным!), это “Йуноссие”, тот вирд, с помощью которого Иона выбрался из чрева кита во всех смыслах, впрочем, суфии отдельно, а то я тут вымру.

/Статья принадлежит Ttiirriiee/

Наверх